в начало обратная связь карта сайта

   Версия для слабовидящих






7

А21-3055/2019



1289/2019-657703(2)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 декабря 2019 года

Дело №А21-3055/2019

Резолютивная часть постановления объявлена     25 ноября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме  04 декабря 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баженовой Ю.С., судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Ануфриевой А.О.,
при участии:  
от истца: представители Соколова П.В. по доверенности от 28.10.2019, Редько А.В.
по доверенности от 28.10.2019;
от ответчика: представитель Биндасов В.А. по доверенности от 25.12.2018;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-30999/2019) государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 06.09.2019 по делу № А21-3055/2019, принятое по иску
федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (105005, Россия, Москва, ул.Спартаковская, д.2Б, ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745)
к государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (236006, Россия, Калининградская обл., г.Калининград, ул.Коперника, д.2-4, лит.XI, ОГРН: 1023900588920, ИНН: 3904036510);
третьи лица:
1 - Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (236035, Россия, Калининградская обл., г.Калининград, Советский пр., д.13, ОГРН:  1023900773192, ИНН: 3905031762);
2 - Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (236007, Россия, Калининградская обл., г.Калининград, ул.Д.Донского, д.1, ОГРН:1153926037165, ИНН: 3906976260);
об обязании установить контейнеры для сбора ТКО,

установил:

     Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (далее - Ответчик, Предприятие) об обязании установить на объектах вверенных Истцу, согласно представленной потребности, контейнеры для сбора ТКО.
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Третье лицо 1, Служба) и Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Третье лицо 2, Министерство).
     Решением от 06.09.2019 Арбитражного суда Калининградской области (далее - суд первой инстанции) на государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» возложена обязанность по установке контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках в соответствии с поданной заявкой с перечнем объектов отходообразования.
     Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда от 06.09.2019 полностью отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
     В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что действующим законодательством на него как регионального оператора не возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); в предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год, установленный Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области 07.12.2018, расходы на приобретение контейнеров для сбора ТКО не учтены.
     Также податель жалобы ссылается на то, что резолютивная часть решения суда первой инстанции не соответствует заявленным исковым требованиям и не отвечает принципу исполнимости судебного акта, поскольку не определено количество контейнеров, которые должны быть установлены Предприятием, их тип, вместимость, места установки, а в материалах дела отсутствует заявка с перечнем объектов отходообразования, на которую указал суд первой инстанции.
     Распоряжением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019 в связи с нахождением в ежегодном отпуске и последующим уходом в отставку судьи Несмияна С.И. дело №А21-3055/2019 (регистрационный номер апелляционной жалобы 13АП-30999/2019) передано в производство судьи Баженовой Ю.С.
     В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 06.09.2019 отменить и отказать Учреждению в иске.
     Представители Учреждения возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда от 06.09.2019 без изменения, а апелляционную жалобу Предприятия - без удовлетворения, пояснить на каких объектах должны быть установлены Предприятием контейнеры для сбора ТКО не смогли.
     В материалы дела от Третьих лиц поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они считают, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку основания для удовлетворения исковых требований Учреждения отсутствуют.
     Согласно отзыву на апелляционную жалобу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в необходимой валовой выручке регионального оператора (Предприятия) Службой не учтены расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание,  поскольку изменения в законодательстве произошли после издания Службой приказа от 07.12.2018 №96-04окк/18, которым установлен предельный единый тариф регионального оператора в области обращения с ТКО на территории Калининградской области на 2019 год.
     Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
     Предприятие на основании соглашения от 20.06.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного в соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора, осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области.
     Учреждением в адрес Предприятия было направлено письмо от 26.10.2018 № 370/У/12-3285 с просьбой рассмотреть вопрос об установке необходимого количества контейнеров (бункеров) для сбора твердых коммунальных отходов на объекты Минобороны России с началом работ по обращению с твердыми коммунальными отходами в статусе Регионального оператора.
     Предприятие в ответ письмом от 30.10.2018 № 735 сообщило, что бремя содержания контейнерных площадок (в том числе, обеспечение их необходимым количеством контейнеров) законодательством возложено на образователей отходов.
     Письмом от 23.11.2018 № 370/У/12-3582 Учреждение повторно просило обеспечить объекты филиала Учреждения по Балтийскому флоту необходимым количеством контейнеров.
     Предприятие письмом от 05.12.2018 № 884 вновь отказало в удовлетворении требования Учреждения, указав, что оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности Предприятия.
     Из материалов дела (л.д. 89) следует, что между Предприятием (Региональным оператором) и Учреждением (потребителем) заключен контракт № 220100068 (далее - Контракт) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд Учреждения сроком действия до 31.12.2019, согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в Контракте и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.  Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза отходов, а также информация о размещении мест накопления отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению № 1 к Контракту.
     Согласно п.5 Контракта дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 01.01.2019.
     Учреждение письмом от 04.02.2019 просило Предприятие представить график установки контейнеров либо обеспечить филиал пакетами и другими емкостями для сбора ТКО.
     Поскольку в предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области на 2019 год расходы на приобретение контейнеров для сбора ТКО не включены, Предприятие в письме от 08.02.2019 предложило Учреждению рассмотреть вопрос приобретения контейнеров в собственность или аренду.
     Ссылаясь на уклонение Предприятия от установки контейнеров, Учреждение обратилось  с настоящим иском в Арбитражный суд Калининградской области.
     Суд первой инстанции, установив, что в тариф регионального оператора расходы на приобретение контейнеров для сбора ТКО заложены императивными номами действующего законодательства, обязал Предприятие установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках в соответствии с поданной заявкой с перечнем объектов отходообразования.
     Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
     В соответствии с п.1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
     Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п.2 ст. 307 ГК РФ).
     Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
     Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).
     Под обращением с отходами согласно ст. 1 указанного закона понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
     Исходя из положений ст.1 Закона № 89-ФЗ, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
     Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.4 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ).
     В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ сбор отходов это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
     Вопреки доводам Учреждения из указанной нормы не следует, что сбор отходов подразумевает предоставление оборудования (контейнера).  
     Согласно п.1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
     Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п.4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641").
     В соответствии с п.2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
     Согласно п.5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
     В типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 , обязанность регионального оператора по установке контейнеров для сбора ТКО не предусмотрена.
      В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Контракта потребитель обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных Контрактом в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. В пункте 4 Контракта определен способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, в том числе крупногабаритных отходов - на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
     При этом обязанность Предприятия по установке контейнеров, необходимых для исполнения Учреждением обязательства по складированию отходов,  заключенным сторонами Контрактом не предусмотрена.
     Таким образом, Законом № 89-ФЗ, постановлением Правительства № 641 и заключенным сторонами Контрактом на Предприятие не возложена обязанность по установке на объектах,  находящихся в ведении Учреждения, контейнеров для сбора ТКО.
     Условиями заключенного в соответствии с п.6 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области с Предприятием Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области от 20.06.2018  обязанность Предприятия по установке контейнеров для сбора ТКО также не установлена.
     При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции руководствовался вступившими в силу с 01.01.2019 положениями п.13(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила № 1156), согласно которым региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
     Однако из буквального содержания указанного пункта не следует обязанность регионального оператора по обеспечению контейнерами для сбора ТКО всех собственников твердых коммунальных отходов региона.
     Кроме того, в п. 13 Правил №1156 указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
     Основанием для возложения на Предприятие обязанности по установке контейнеров, по мнению Учреждения, также являются вступившие в силу 01.01.2019 положения пункта  90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), согласно которым необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов
     При этом, как указано в данном пункте Основ ценообразования, расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
     Таким образом, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержание может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
     Вместе с тем, Основы ценообразования не содержат требования к региональному оператору по приобретению контейнеров и бункеров для ТКО.
     При этом, предельный единый тариф на услуги Регионального оператора по обращению ТКО на 2019 года установлен Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области 07.12.2018 без учета расходов на приобретении контейнеров.
     При таких обстоятельства у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для обязания Предприятия установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках.
     Кроме того, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы подателя жалобы о нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку резолютивная часть решения суда в нарушение ч.5 ст.170 АПК РФ не соответствует заявленным исковым требованиям и не отвечает принципу исполнимости судебного акта, поскольку судом не определены количество контейнеров, которые должны быть установлены Предприятием, их тип, вместимость, места установки, а в материалах дела отсутствует заявка с перечнем объектов отходообразования, на которую указано в резолютивной части решения.
     В судебном заседании представители Учреждения также не смогли пояснить, в отношении каких объектов заявлены исковые требования.
     Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в иске.
     В соответствии с частью 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
     Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
     Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
     Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
     В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
     Таким образом, расходы Предприятия по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат возмещению Учреждением.
     На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

     Решение Арбитражного суда  Калининградской области  от 06.09.2019 по делу №  А21-3055/2019 отменить.
     В удовлетворении иска отказать.
     Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
       Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
     

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

И.Г. Медведева
Е.В. Савина